Демократические традиции Донского Казачества
Меню сайта
Меню сайта
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Приветствую Вас, Гость · RSS 16.09.2024, 12:25

Демократические традиции Донского Казачества:
Мы, казаки, не устаем говорить о древних демократических традициях нашего народа. Вершина казачьей демократии – Войсковой Круг, на котором казаки решали и решают сегодня все вопросы, которые ставит перед ними жизнь. В наше время, когда Россия совершает первую попытку строительства демократической системы управления в государственном масштабе, исторический опыт казачества оказался востребован. Его изучают. Весь ноябрь этого года в Центральном государственном музее современной истории России в Москве действовала выставка «Демократические традиции Донского казачества», подготовленная избирательной комиссией Ростовской области и Ростовским областным музеем краеведения. Открывал выставку вице-губернатор Ростовской области, руководитель представительства Администрации Ростовской области в правительстве Российской Федерации, Атаман Всевеликого Войска Донского казачий генерал Виктор Петрович Водолацкий.
Сегодня, в день работы юбилейного, десятого Большого Войскового Круга Войскового казачьего общества Всевеликое Войско Донское нелишне вспомнить как развивалась казачья демократия. Вспомнить, а кое-кому и напомнить о том, что выборная система управления Казачьей Землей появилась задолго до западных вариантов демократии и «демократии». Напомнить, что когда западноевропейцы резали друг дружку в борьбе за власть, на Дону уже окрепла казачья демократия. Демократия снизу доверху и сверху донизу.


В отличие от других регионов современной Российской Федерации, Дон – то есть территория, именуемая сегодня как Ростовская область – обладает уникальной многовековой традицией демократического самоуправления. Почему так произошло? 
После распада Золотой Орды, а это начало XV века, донское казачество стало перед проблемой самостоятельного выживания в экстремальных условиях, находясь фактически в окружении противоборствующих осколков монгольской империи – нагайцев, крымских татар, калмыков, татар Астраханской орды (ханства) и других «бродячих народов». Положение осложнялось тем, что донские казаки были единственным коренным народом Великой степи исповедующим христианство, в нашем случае – православие.
Связь Дона, а конкретно – донского казачьего населения – с Московским княжеством была эпизодической. Начиная с 1117 г., когда половецкие отряды разгромили Белую Вежу, русского населения на Дону не было. Немногочисленные русские поселенцы на территории бывшего Хазарского каганата были вынуждены уйти в земли Киевской Руси. 
Возникшее Владимирское, затем – Московское княжество вплоть до XVIII в. имело своей южной границей водный рубеж – берега Оки, за которой начинались владения Крымской Орды, постоянно державшей «под прицелом» Московское княжество. Ничего не изменилось и тогда, когда Московское княжество стало царством, а затем Московская Русь превратилась в Россию.
Многовековая оторванность казачьего Дона от велико-русского управленческого центра избавила казаков от рабской формы существования – крепостничества – которое в той или иной форме всегда существовало на Руси, все равно – Московской или Киевской. Немаловажным фактором становления казачьих демократических традиций стал свободный доступ к оружию практически всего, без исключения, населения казачьих станиц и городков. Дело в том, что на Руси, как, впрочем, и в современной России, власть никогда не доверяла населению оружия. Почему – надеюсь, понятно и без объяснения. Функции «защитников Отечества» выполняли княжеские дружинники, опричники, войска внутреннего назначения. И потому русское население порой становилось беззащитной добычей степняков. Согласитесь, что насаждаемся веками рабство не могло стать стимулом развития демократических форм управления на Руси – власть в этом никогда не нуждалась.
Принято считать, и это подтверждается различными публикациями в наше уже время, что Дон – это уникальная земля, где «на протяжении многих веков смешивались разные культуры, создавались разнообразные формы управления» и т.д. Почему же тогда только один народ, утвердившийся на Дону, стал общепризнанным явлением всемирной истории – а именно казаки, объединившиеся в Войско Донское, с собственной системой самоуправления, резко отличной от форм управления, созданных русским народом?

Как было сказано выше, именно историческая ситуация, сложившаяся после распада Золотой Орды поставила казаков перед проблемой выживания. Казакам пришлось самостоятельно решать все вопросы самоорганизации. Выбранная ими система выборной (атаманской) власти оказалась жизнеспособной. Объединившись под началом Войскового Круга, они развили систему самоуправления по всей вертикали – от Войскового атамана до атаманов станиц и городков. Необходимость находиться в постоянной боевой готовности выработала четко отрегулированную систему внутреннего подчинения избранному руководству, с которого, впрочем, всегда можно было и спросить. Эта демократическая форма выборности лидеров, естественно, резко отличалась от всех традиций Руси (Московии, России).
Со времени вхождения в Российское государство, не совсем добровольного, демократические традиции донского казачества эволюционизировали. Вращивание в российскую действительность не обошлись без потерь, когда казаки были лишены права выбора своей верховной власти. 
Однако, русские цари не вмешивались во внутреннюю жизнь казаков, сохраняя систему казачьего самоуправления на местах (округ – станица – хутор). Запрет, наложенный русской властью на принятие в свои ряды различного беглого люда, позволил донским казакам в течение почти 200 лет (1710-1920) вариться в собственном котле. Именно этот период позволил казачьему населению Дона сплотиться этнически (допуск «инородцев» в их среду был прекращен, и государственная власть за этим строго следила). Параллельно прошла испытание временем и выборная система казачьего самоуправления на среднем и нижнем уровнях, подтвердив жизнеспособность выбранной еще в средние века формы демократического управления.
Все переменилось после октябрьского переворота 1917 г. Разрушенная система демократических традиций Дона, как показало время, оказалась востребованной после распада СССР, когда страна сделала свой выбор в пользу демократии. Однако, отсутствие вековых традиций демократии в России отрицательно сказывается сегодня, когда фактически на ходу приходится создавать на одной пятой (!) части земного шара то, чего никогда не было – демократических форм управления.
В этом плане нынешняя Ростовская область, и это очень хорошо понимает ее руководство, оказалась в более выгодном положении – ведь Донская Земля имеет, как мы уже говорили многовековой опыт демократических традиций. Отсюда становится ясным и понятным, почему Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области является почетным Атаманом Войскового казачьего общества Всевеликое Войско Донское, а сам Атаман Всевеликого Войска Донского возглавляет представительство Ростовской области при правительстве России (чем не посольская станица XVIII века?), оставаясь еще и вице-губернатором. Мало того, Законодательное собрание Ростовской области приняло закон, не имеющий аналогов в современной России, согласно которому созданы и действуют, причем порой эффективные, чем милиция муниципальные казачьи дружины.
Созданная Атаманом Всевеликого Войска Донского В.П.Водолацким система управления современным казачеством получила признание в Кремле – сегодня донских казаков призывают на службу в элитную войсковую часть – Президентский полк. Существует и работает система казачьего местного самоуправления. Может быть и не столь эффективно, как того хотелось бы, но она тоже эволюционирует. А если добавить к этому и созданную В.П.Водолацким систему казачьего образования, то становится ясным, что развитие демократических традиций Донского казачества продолжается. А областная власть опирается на них в своей работе.
Взято с http://russiancossacks.ru
Copyright MyCorp © 2024